Взгляните на слайд и угадайте, какой из представленных орнаментов является ингушским?

Вряд ли кто-нибудь сможет отгадать, если не видел этот орнамент раньше.

Я хочу сказать спасибо тем, кто занимается поиском и коллекционированием ингушских ковров, на которых рисовались эти орнаменты нашими бабушками и прабабушками. До сих пор это считалось традиционной культурой, но я осмелюсь заявить, это – традиционная математическая культура ингушей, и я не один, кто так считает. Один из крупнейших математиков современности Герман Вейль писал:

«Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть

известной нам высшей математики».

Орнаментальная культура ингушей должна быть подвергнута математическому анализу(!), должны быть найдены оригинальные пропорции этого орнамента, что приведет к возможности создания новых исконно ингушских легко идентифицируемых орнаментов, которые обогатят ингушский национальный стиль во всех сферах деятельности, будь то архитектурный стиль, стиль одежды, стиль дизайна интерьера и т.д.

Уже сейчас заметно, как многие начали использовать, хотя и не совсем удачно, наш орнамент для украшения городских площадей, прилавок для продажи фастфуда, декоративных изделий, телевизионных студий и сцен...

Однако... Что это по-вашему, ингушский орнамент?

Давайте-ка сравним с оригиналом и найдем несколько отличий, сразу бросающихся в глаза …

Искажение орнамента, которое позволил себе сделать дизайнер, есть пока что маленькое преступление и та соломинка, которую бросили в чистую реку, начало загрязнения которой еще не заметили(!)

Теперь внимание на следующее фото

Среди ингушских орнаментов нет подобных этому, это и не искажение, а совершенно другой стиль, я бы сказал казахский. И это притом, что фото сделано в одном культурно-просветительском центре, занимающемся сохранением и оживлением национальных традиций, где плодотворно работающие молодые люди, поместив понравившийся им узор на колонну, сами того не зная, произвели подмену ценностей(!)

 

Нельзя сказать, что мы со своими учениками стоим на одном месте – мы занимаемся сбором всевозможной информации об ингушском орнаменте и орнаменте других народов, изучаем методы их построения. Мы пришли к выводу, что исследования ингушского орнамента будут базироваться на понятиях симметрии, гомотетии, преобразовании подобия, сопряжения, построения всех видов спиралей, а из высшей математики будут использованы понятия эволюты и эвольвенты.

Продолжение следует...

© Илез Беков